Администрация Большемурашкинского муниципального района (Приемная):
8 (83167)5-15-37
Единая дежурно-диспетчерская служба Большемурашкинского муниципального района:
8 (83167) 5-01-00
Пункт полиции (дислокация р.п.Большое Мурашкино) МО МВД России "Княгининский":
8 (83167) 5-12-41, 02
МФЦ:
8 (83167)5-11-06
«Телефон доверия» ГУМВД России по Нижегородской области :
(831)268-23-32
Администрация
Большемурашкинского муниципального района
Нижегородской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16.09.2022г. № 398
О внесении изменений в муниципальную программу «Управление муниципальной собственностью Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области
на 2021-2023 годы»
В целях устранения замечаний, выявленных Контрольно-счетной инспекцией Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области в ходе проверки и указанных в акте проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из районного бюджета на реализацию муниципальной программы «Управление муниципальной собственностью Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области на 2021-2023 годы» от 24.06.2022 г., администрация Большемурашкинского муниципального района
п о с т а н о в л я е т:
1.1. Пункт 2.1 раздела 2 «Текстовая часть муниципальной программы» изложить в следующей редакции:
«2.1. Характеристика текущего состояния в сфере имущественных отношений
Управление и распоряжение имуществом Большемурашкинского муниципального района осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципального образования Большемурашкинский муниципальный район в соответствии со ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Земского собрания Большемурашкинского муниципального района от 26.12.2011 №84 "Об утверждении Положения об осуществлении права муниципальной собственности Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области". При этом Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления.
Под муниципальным имуществом понимается имущество, находящееся в собственности муниципального образования и закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными бюджетными и казёнными учреждениями, органами местного самоуправления, а так же имущество муниципальной имущественной казны, в том числе находящиеся в муниципальной собственности земельные участки.
Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику с точки зрения форм и методов управления.
Сфера управления муниципальным имуществом и земельными участками охватывает широкий круг вопросов, в том числе принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций, принятие решений по распоряжению земельными ресурсами, согласование сделок с муниципальным имуществом и т.д.
Основными направлениями управления и распоряжения муниципальным имуществом Большемурашкинского муниципального района и земельными участками являются:
1) учет и ведение реестра муниципального имущества Большемурашкинского муниципального района;
2) управление муниципальными предприятиями и учреждениями в пределах установленных полномочий собственника имущества;
3) управление объектами муниципального имущества путем передачи их в аренду, безвозмездное пользование, по концессионным соглашениям, иным договорам, предусматривающим передачу прав владения и/или пользования муниципальным имуществом;
4) приватизация муниципального имущества;
5) приобретение имущества для нужд муниципального образования Большемурашкинского муниципального района;
6) управление земельными ресурсами путем участия в реализации документов территориального планирования, утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
7) распоряжение земельными участками путем их предоставления на вещных или обязательственных правах, либо путем выдачи разрешения на использование земель или земельных участков и т.д.;
8) правовое обеспечение процесса управления муниципальным имуществом и земельными участками, защита имущественных прав и законных интересов Большемурашкинского муниципального района как собственника имущества.
Рациональное управление муниципальной собственностью, оперативное принятие управленческих решений по ее эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципального имущества.
В Большемурашкинском муниципальном районе создана и постоянно совершенствуется нормативно-правовая база в сфере земельно-имущественных отношений. Организован учет имущества муниципальной собственности Большемурашкинского муниципального района на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности Большемурашкинского муниципального района на объекты недвижимости и земельные участки, учтенные в реестре муниципального имущества Большемурашкинского муниципального района.
По состоянию на 01.10.2020 г. в реестр имущества муниципальной собственности Большемурашкинского муниципального района включены:
- 105 объектов капитального строительства,
- 87 земельных участков,
- 1202 объектов движимого имущества, в том числе особо ценного движимого имущества,
- 29 муниципальных предприятий и учреждений, учредителями которых выступает администрация района, в том числе 3 муниципальных предприятия и 26 муниципальных учреждений. Также функционируют 10 филиалов муниципальных общеобразовательных учреждений.
Основными задачами в сфере управления муниципальными унитарными предприятиями являются:
- оптимизация состава и структуры муниципальных унитарных предприятий;
- контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, проводимый в рамках действующего законодательства;
- обеспечение выполнения основных экономических показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий;
В настоящее время в связи с общим кризисом в отраслях экономики Российской Федерации отмечается нестабильность финансово-хозяйственной деятельности и низкая конкурентоспособность муниципальных предприятий, недостаточность финансовых ресурсов для инвестиций в их устойчивое развитие.
Одним из основных направлений деятельности Комитета по управлению экономикой является эффективное управление и распоряжение муниципальным нежилым фондом. Имущество, не задействованное в обеспечении исполнения муниципальных функций и полномочий муниципального образования и не закрепленное на праве управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, включается в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Большемурашкинского муниципального района на очередной год, предоставляется в аренду или по договорам безвозмездного пользования. В муниципальной собственности Большемурашкинского муниципального района мало высоколиквидного имущества, имеющего привлекательность для потенциальных инвесторов, в основном это объекты, построенные в 19-20 веках, требующие больших финансовых вложений. Данное обстоятельство существенно снижает возможность увеличения поступлений в бюджет района от использования и продажи муниципального имущества.
Для оптимизации состава муниципального имущества и возможности вовлечения объектов муниципальной имущественной казны в хозяйственный оборот (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение, оперативное управление) необходимо осуществление надлежащего учета и систематизации данных в соответствии с правилами ведения реестра муниципальной собственности. Ведение реестра муниципального имущества необходимо для составления полной картины о состоянии муниципального имущественного комплекса района. В целях проведения учета объектов недвижимости муниципальной собственности, в соответствии с законодательством РФ требуется провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности муниципального образования. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, осуществляется на основании технического или межевого планов.
В сфере земельных отношений одним из приоритетных направлений деятельности является работа по формированию и постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, на которые в соответствии с законодательством возникает право муниципальной собственности, в том числе в пределах которых расположены муниципальные объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения).
Для повышения эффективности использования земельных ресурсов на территории муниципального района необходимо осуществить сбор и закрепление информации о свободных земельных участках, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок, провести мероприятия по землеустройству, увеличить процент вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, путем выделения невостребованных земельных долей, регистрации права собственности муниципального района на земельные участки в целях разграничения государственной собственности на землю.
Комплексный подход к решению указанных задач позволит создать в короткие сроки эффективную систему учета земельных участков, разработать механизмы для вовлечения в гражданский оборот земель района, увеличить бюджетные поступления за землю.
В целях совершенствования учета и более рационального использования объектов муниципальной собственности, вовлечения земельных участков из неразграниченной собственности на землю в гражданский оборот, создана и функционирует подведомственная Комитету по управлению экономикой организация – МКУ «Земельная служба Большемурашкинского муниципального района». Учредителем казенного учреждения является администрация Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области.
МКУ «Земельная служба Большемурашкинского муниципального района» (далее - МКУ Земельная служба) имеет в штате 4 сотрудника. Основным видом экономической деятельности вышеуказанного муниципального учреждения является геодезическая и картографическая деятельность, в рамках которой проводятся кадастровые работы в отношении объектов недвижимости из состава государственной или муниципальной собственности. Кадастровые работы представляют собой комплекс инженерных работ по сбору и воспроизведению в документальном виде сведений об объектах недвижимости, необходимых для дальнейшего их кадастрового учета с последующей государственной регистрацией прав муниципального образования на объект недвижимости с целью образования, изменения или прекращения объектов недвижимости.
По отношению к земельным участкам сотрудники МКУ Земельная служба выполняют следующие виды кадастровых работ:
В отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства муниципальной собственности производятся следующие кадастровые работы:
В рамках кадастровых работ муниципальное учреждение осуществляет подготовку следующих документов, которые являются основанием для проведения государственного кадастрового учета в целях проведения дальней государственной регистрации права муниципальной собственности:
- подготовка межевого плана;
- подготовка технического плана;
- подготовка актов визуального осмотра земельного участка;
- подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территорий.
Расходы на обеспечение деятельности МКУ Земельная служба на 2022 год составляют 1595,1 тыс. руб., из них:
Объем бюджетных ассигнований районного бюджета на обеспечение деятельности МКУ Земельная служба в 2022 году указан в приложении 1.
Проведение кадастровых работ в иных коммерческих организациях является деятельностью осуществляемой на возмездной основе, поэтому наличие данного муниципального учреждения является экономически целесообразным, помогает в ускоренные сроки решать вопросы местного значения по оптимизации владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
На территории Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области осуществляют деятельность 29 муниципальных предприятий и учреждений, за которыми в соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ учредителем закреплено во владение, пользование и распоряжение имущество, находящееся в муниципальной собственности. В целях исполнения муниципальной функции по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту объектов муниципальной собственности, состоящих в казне муниципального образования, а также содержанию и ремонту имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями в 2021 году создана подведомственная Комитету по управлению экономикой организация - МКУ "Хозяйственно - эксплуатационная служба по обслуживанию муниципальных учреждений Большемурашкинского муниципального района" (далее – МКУ ХЭС по обслуживанию МУ). Учредителем казенного учреждения является администрация Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области.
МКУ ХЭС по обслуживанию МУ имеет в штате 52 сотрудника. Основным видом экономической деятельности данного муниципального учреждения является - управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В рамках осуществления данного вида деятельности муниципальное учреждение выполняет следующие виды работ и услуг:
Расходы на обеспечение деятельности МКУ ХЭС по обслуживанию МУ на 2022 год составляют 14379,69 тыс. руб., из них:
Объем бюджетных ассигнований районного бюджета на обеспечение деятельности МКУ Земельная служба в 2022 году указан в приложении 2.
Вышеперечисленные проблемы по всем направлениям программы требуют комплексного подхода и соответствующего уровня финансирования. Реализация Программы будет способствовать решению вопросов, отнесенных к компетенции Комитета по управлению экономикой администрации района, позволит обеспечить качественное обслуживание и содержание имущества муниципального образования в составе казны и имущества, закрепленного за казенными и бюджетными муниципальными предприятиями и учреждениями Большемурашкинского муниципального района.».
1.2. Дополнить муниципальную программу приложениями 1,2 в редакции приложений 1,2 к настоящему постановлению.
Глава местного самоуправления Н.А. Беляков